Внесение правок – неизбежная часть взаимодействия разработчиков и дизайнеров с заказчиком. Возникают они по естественным причинам, так как видение конечного результата работы специалистом и работодателем нередко различается. На правках массово горят новички, ведь они еще не уверены в себе, неопытны и очень боятся потерять заказчика. Крупные студии наоборот умело обороняются от правок, в силу того что правки вносят непредсказуемость в рабочие графики, нарушая внутрикомандные процессы.
Как грамотно вносить и обсуждать правки? Как не отпугнуть заказчика, и в то же время не превратить результат своего труда в посмешище, недостойное внесения в портфолио? В этой статье я дам краткие и содержательные советы. Приятного чтения!
Составляйте подробное Техзадание
Возьмите привычку обсуждать свою предстоящую работу «на берегу», на этапе обсуждения ТЗ. Обговорите с работодателем детали, поймите чего он хочет, предоставьте ему примеры дизайн-концепций. Я рекомендую пробежаться по Envato и Behance, чтобы составить для заказчика список дизайнерских решений, после чего попросите его отметить примеры, которые ему понравились, и которые не понравились.
Понятно, что учесть мельчайшие тонкости и сделать ТЗ абсолютно исчерпывающим не получится. Тем не менее, постарайтесь зафиксировать на бумаге максимально возможное число позиций. Это избавит вас от кардинальных правок категории «А я думал наоборот…», «Нет же, я не это имел в виду», «Давайте заново и по-другому», «Мы не это обсуждали…».
Разбейте рабочий процесс на этапы
Как и предыдущий пункт, это избавит вас от сильных переделок. Если вы (как и я) разрабатываете сайты под ключ, классическим решением будет деление работы на шаги:
- Текстовый прототип
- Дизайн-макет
- Верстка
Представьте, сколько правок может возникнуть, если вы сразу вывалите на заказчика полностью готовый сайт. Лучше пускай будут мелкие правки поэтапно – так вы сэкономите своё время, а ваш клиент будет четко видеть ваш труд. Каждый этап можно разбить ещё и на подэтапы. Например, я не рекомендую делать дизайн целиком. Проработайте первые 1-2 экрана, чтобы заказчик увидел дизайн-концепцию, решения по типографике и общему настроению сайта. А уже после одобрения добивайте макет до конца.
Учитесь защищать свои решения и демонстрировать экспертность
Не забывайте, что человек или компания наняли вас как специалиста для выполнения профильной задачи. Если вы видите, что очередная правка противоречит каким-либо законам дизайна или может нанести вред эффективности сайта, прямо говорите об этом заказчику. Однако не стоит отвергать все правки молча, потому что «так не делают» или «я так вижу». Учитесь обосновывать результаты своей работы и грамотно доносить до человека, что его правка нежелательна. Например, так:
- «Не рекомендую двигать иллюстрацию сюда, так как это нарушит общую композицию. Правая часть экрана станет визуально перегруженной, а на левой образуется большая пустота.»
- «Если мы увеличим номер телефона до таких размеров, это будет вызывать отторжение у посетителей, ощущение, что его принуждают звонить не подумав. Важно дать человеку сперва ознакомиться с оффером, усвоить преимущества и выгоды вашего товара. Если он «загорится», то без труда найдет контакты. К тому же, телефон дублируется в подвале сайта и закреплен в плавающей менюшке.»
- «Предлагаю не брать в пример сайт конкурента, сделанный 9 лет назад. За это время тренды дизайна поменялись. Если мы сделаем так, наш новый лендинг уже на старте будет выглядеть устаревшим, а через 2-3 года будет вызывать только улыбку.»
- «Правки внес, кроме одной. Здесь у нас экран из 6 преимуществ, в каждом 2-3 строчки текста. В пункт 4 вы прислали текста на 12 строк. Поверьте, это будет выбиваться из общей картины и смотреться нелепо. Я сократил описание, оставив самое важное, а остальной текст поместил в инфо-блок на втором экране. Посмотрите.»
Подобными маневрами вы заставляете клиента прислушиваться к вам и показываете, что за вами целый багаж ценных знаний, и, что важно, вы действительно трудитесь над созданием эффективного продукта, прикладывая максимум усилий, а не просто выполняете команды по указке.
Умейте говорить «нет» и не превращайтесь в цифрового слугу
К сожалению, иногда попадаются работодатели, которым тяжело угодить, и которые любезно осыпают вас потоками ежедневной критики. Если вы потратили на разработку сайта 40 ч., а внесение последующих правок по времени уже перевалило за 20, это нездоровая тенденция. Постарайтесь объяснить, что теряете своё время, к вам уже «стучатся» новые заказчики. Самым разумным ходом будет попросить доплату за многочисленные правки. Адекватный заказчик не откажет, а иногда даже встречаются такие, которые сами спрашивают, сколько они должны за дополнительные непредвиденные работы по сайту. Если же ваш клиент упирается и начинает хамить, или, хуже того, угрожать, прекращайте работу. Порой спустя 2-3 недели человек внезапно обретает адекватность, принимает проект с минимальными правками, и проблема закрывается. Естественно, подобные тёрки надо предупреждать и фиксировать пути решения разногласий в договоре. Надеюсь, никому не надо объяснять про железное правило аванса. Лучше вы получите 30% от стоимости проекта, чем 0.
Представьте себе ситуацию. Пациент пришел на прием к стоматологу, чтобы решить проблему с зубами. Специалист принялся за дело, и вдруг клиент начинает корректировать ход работы, указывая врачу, как правильно лечить зубы. Ничем хорошим подобное «сотрудничество» не закончится. А почему с веб-разработчиками должно быть иначе? Вас наняли для решения конкретных задач. Вы расписали фронт работ, утвердили договор и ТЗ, а далее вы действуете опираясь на личные компетенции и знания. Допускается некоторое количество правок и добавлений по контенту, всё что сверх этого – внесение помех и препятствий в ваш профессиональный труд.
В большинстве случаев от неадекватного количества необоснованных правок страдает сам заказчик, ведь он не обладает специальными знаниями (иначе зачем он нанял вас?), и если вы бездумно правите всё подряд, выполняя роль мальчика на побегушках, итогом вашего труда становится всё что угодно, но точно не качественный и продуманный инструмент. А дальше как снежный ком:
- Вам стыдно внести это «чудо» в портфолио, а значит вы не стали более компетентным для последующих заказчиков
- Ваше детище не выдерживает конкуренции, клиент остается недоволен, а виноваты, конечно же, вы
- Из предыдущего пункта следует, что заказчик не будет рекомендовать вас, и про столь эффективную в нашей среде сарафанку можно забыть
Несколько раз был свидетелем того, как «уничтоженный» правками сайт (но по итогу принятый) жил 2-3 месяца, а потом внезапно на том же домене возникал новый, с крутым дизайном и выполненный по всем канонам сайтостроения. Самое смешное, что мой прототип изначально был не хуже) «Как же этот исполнитель смог отбиться от армии правок и на финише предоставить эффективный и приятный глазу инструмент??» – удивлялся я.
Надеюсь, теперь вы знаете, КАК. Спасибо за внимание!